Newminds (frengs) wrote,
Newminds
frengs

Нарцисс и инфляция

Оригинал взят у ameli39 в Нарцисс и инфляция
Психоаналитические представления о нарциссизме разделяются на три четко обозначенных направления: либидинозный, деструктивный и здоровый.
По Фрейду – «первичный нарциссизм» нормален и предвещает этап объектных отношений, когда личность вкладывает в них своё либидо. «Вторичный» нарциссизм регрессивен, когда либидо отвращается от объекта и направляется на себя и свое тело - гомосексуальный выбор объекта, аутоэротизм.
Согласно схеме Фрейда, по нарциссическому типу человек любит:
а) то, что сам из себя представляет (самого себя)
б) то, чем раньше был
в) то, чем хотел бы быть
Движение от «а» до «в» может быть прогрессом, но все же находится в границах нарциссизма.

По Карлу Абрахаму – как особая форма сопротивления (клиент ассоциирует себя с консультантом, ощущает себя суперконсультантом). Признаки:
- непереносимость позиции конфронтации;
- клиент не переживает по поводу анализа, избегает созависимости с консультантом (псевдонормальность);
- клиент готов работать только с симптомом, а не с причиной.

По Отто Ранку – женское тщеславие, женский нарциссизм:
- естественная любовь женщины к своему телу;
- защита от плохости мужчин; если мужчина не ценит меня (не соответствует моим ожиданиям), я сама это сделаю для себя.

По Карен Хорни – тяжелое внешнее переживание, защита от тревожности через идентификацию с Идеальным Я; приводит к невозможности самореализации, т.к. любовь к Идеальному Я не дают заботиться о своем реальном Я.

Миф Овидия о Нарциссе дает понимание этому процессу. Ужасная дилемма перед нарциссической личностью:
- либо остаться в ловушке призрачного мира самолюбования, Идеального Я. И тогда невозможна самореализация – реализация Реального Я.
- либо освободиться от оков незнания себя, что делает возможным познание и других тоже, но ценой смерти (в мифе предсказывает Тиресий, что Нарцисс умрет, если увидит свое отражение).
Хотя нарциссическая личность думает только о себе, ирония состоит в том, что она не может в действительности познать себя, т.к. не может занять позицию «со стороны». Сверхвнимательная Эхо становится зеркальным отражением рассеянного Нарцисса (отраженный нарциссизм)/

Нарцисс Эхо
Он недосягаем Она стремится быть в его объятиях
Он думает только о себе, безжалостно эгоистичен Она не способна думать о себе, можно только о нём. Ущемленное чувство собственного достоинства делает её особенно уязвимой
Он не способен отождествить себя с другими, посмотреть на себя со стороны, другими глазами, и за счет этого увеличить сферу своей личности. Она не имеет своего голоса, способна только вторить чужому мнению.
С точки зрения привязанности они оба тревожны: она нетерпеливо цепляется за объект обожания, он всегда держит её на расстоянии.
Тиресий, подобно психотерапевту знал, чтобы выжить психологически, необходимо с возрастом преодолеть нарциссизм. Если сможем принять старение и смерть, то мы сможем пережить метаморфозу (не превратиться в цветок, как регресс от высшего к низшему), то наша самооценка окажется под надежной защитой, и мы сумеем себя наполнить внутренней красотой.
Если же нет, то наш нарциссизм обрастает толстой кожей, сделает невозможным отношения с людьми из-за нашей настойчивости и требовательности. Любя только себя, мы завидуем тем, кто может общаться с другими, и губим их с помощью нашего собственного проклятия, используя красоту как оружие.

По Герберту Розенфельду – деструктивный нарциссизм: патологическая зависть, ненависть, разрушение объекта, являющегося «иным».
1. «Толстокожие» (рассеянные, образ Нарцисса) – слабо понимают чувства окружающих и действуют деспотически, с надменной безжалостностью. Им свойственна грандиозность и эксгибиционизм.
Механизм защиты - только «я» имеет право на существование.
После терапии обнаруживается пустота и отчаяние, что не можем общаться с «другим».
2. «Тонкокожие» (сверхвнимательные, образ Эхо) – застенчивы и эгоцентричны, болезненны к их неприятию и критике. Живут как с «содранной кожей» и настолько подвержены эмоциональным травмам, что их «я» травмируется на каждом шагу. Инстинкт смерти преобладает над инстинктом жизни. Положительный момент – клиент не сталкивается со своими истинными потребностями (принцесса, лежащая в гробу в ожидании прихода принца и его поцелуя)
Здесь механизм защиты – ощущение самодостаточности, «мне никто не нужен».
После терапии за их хрупкостью открывается агрессия.

По Отто Кернбергу - нарциссизм, как личностное расстройство, при котором клиент эгоцентричен и требователен, переоценивает свои способности и свою индивидуальность, завистлив и не замечает чувств других. Т.к. они мутанты, их надо просто подстричь, ничего другого не сделать.

1. фальшивое self 2. симптоматическое self 3. истинное self
Верхняя часть – сознательная, нижняя – бессознательная. Вторая зона является реальным шансом проникнуть в третью или столкнуться с ней.

По Хайнцу Кохуту – любовь, направленная на себя и любовь к внешнему объекту обожания – не как элементы одного континуума, а как две различные линии развития, проходящие через всю жизнь. Здоровый аспект нарциссизма:
- обожание ребенка родителями
- восхищение ребенка собой и миром
- «нормальные» стремления, надежды, идеалы и амбиции
Эта линия развития не заменяется любовью к внешнему объекту, просто утрачиваются иллюзии, так что в зрелом возрасте основу нарциссизма составляют зрелая самооценка и реалистические цели. «Нарцисические раны» появляются вследствие родительского неприятия или насилия : «ты не красивый», и личность, чтобы сохранить надежды и мотивацию на развитие защищается эгоизмом.
«Я должен быть толерантным и к любви, и к ненависти»

По Юнгу – нарциссические пустоты похожи на ощущение оставленности Богом, бессмысленности насилия со стороны Бога:
- ощущение тотальной несправедливости;
- непонимание со стороны родителей;
- переиначивание смысла наших поступков.
По словам Терезы Авильской: «Человек возносится к Богу, также как младенец возносится к груди…» А для клиента-нарцисса Бог всегда окрашен негативно из-за материнского всесилия (Материнский комплекс). Пирсинг, как символ пригвожденности к своей судьбе.

ПРИЗНАКИ НАРЦИССИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ
1. Страх быть отвергнутым. Под покровом исключительности – ощущение несостоятельности; в такой ситуации ранят даже незначительные замечания, подтверждающие обычность и ординарность, а значит неинтересность.
2. Недостаток чувствительности. Ощущение эмоциональной брошенности возникло, когда клиент достигал в жизни некоей определенности за счет вытеснения из жизни эмоций, как чего-то опасного. Легкость обращения с объектным миром, информацией, а не с чувственным, субъектным.
3. Грандиозность и депрессия. Удерживаемое в тайне неразделенное горе – этакая ангелоподобность (Божий дар) и тогда такого человека не может удовлетворить ничего, кроме абсолютного совершенства. Любая попытка сократить это расстояние наталкивается на его сопротивление (суровое суперэго).
4. Нарушенная сексуальность – у мужчин сильная озабоченность пенисом, своим или чужим; без надежды на взаимность пациент использует силу и принуждение как единственный способ взаимодействия.
5. Невозможность понимания символов (мать никогда не переходит на символический уровень. От неё всегда чего-то надо).
6. Неадекватность восприятия. Соблазнение образами, а не жизнь с реальным человеком и в реальной жизни.
7. Недостаточное осознавание своей собственной жизни (амнезия несчастного детства, как защита – «всё было хорошо»).
8. Чрезмерный страх и непредсказуемая тревога, с которыми не расстаться, а поэтому научение с ними жить.
9. Несоразмерный «нарциссический» гнев как реакция на обиды всегда, когда чувствуется угроза (замещающая активность). Гнев обеспечивает безопасность одинокой нарциссической личности, не имеющей опоры. По Филу Молону – «нарциссическая уязвимость», по Кохуту – «нарциссическая рана».
10. Отсутствие баланса между близостью и дистанцией (любое прикосновение как вторжение или угроза).
11. Трудности с концентрацией (недоведение до конца).
12. Чрезмерная стыдливость (вдруг что не так, и это все увидят). Как защита – самому первому осмеять.
13. Трудности с определением потребностей («как вы не понимаете, чего я хочу?»).
14. Сверхадаптация, персонное поведение.
15. Ощущение обыденности и скуки (если в жизни нет драмы, или чего-то особенного). Я- титан, и должен выполнять только грандиозное. Обыденное не мой удел


КАК НАРЦИССИЧЕСКИЙ КЛИЕНТ ВЕДЕТ СЕБЯ НА ТЕРАПИИ:
- идеализируют и переоценивают терапию и своего терапевта, который представляется спасителем, владеющим силой, которая компенсирует пациенту чувство его ординарности и несостоятельности.
- охотно соглашаются посетить семинары с идеей «найти себя нового» (и полностью не принимать себя «старого»), как только дело касается боли, под разным предлогом прекращают терапию.
- не жалуются, а требуют – красивых идей, образов, приятных переживаний, рецептов, выводов и обобщений. Настаивают на лечении у лучшего специалиста, ничто меньшее им не подойдет.
- переполнены идеей эксплуатации консультанта из-за установки, что их должны все обслуживать, нянчиться с ними.
- очарованы таинственным «бессознательным», толкованием сновидений, воспринимают это как свою часть, полную божественного, где все ответы. Крайние позиции: либо очарованность, либо полное отвержение бессознательного.
- не переносят «отцовской» терапии; нуждаются в «материнском» подходе. Хотя «материнское» часто представляется как нечто опасное и неизвестное («мать, пожирающая свое дитя»), и тогда из-за тревоги от неопределенности («про что это?»)
требуют конкретных ответов, тактических решений.
- охотно пересказывают красочно и креативно события дня (возможность остаться в безопасном поле).

II. КОМПЛЕКС «МЕРТВОЙ МАТЕРИ» (по Андре Грину)

Интроектное психическое содержание матери не заполнено; мать мертва психически для ребенка; но депрессии нет. Это условие, когда не заполняются нарциссические потребности.

1. Работа горя (по Фрейду, «Про печаль и меланхолию». Потерять объект, значит приблизиться к реальности.
2. Значимость депрессивной позиции (По Кляйн, Виннекоту), когда депрессивная позиция переживается как норма.
Не погружаться в неё – не погружаться в глубины своей души.
3. «Белое горе» (По Хилману) Белое, значит нейтральное переживание, как пустота, как отсутствие чего-то.

Как развивается комплекс ММ - в этот момент резко меняется материнский образ: раньше он был наполнен материнством, теперь он «ледяной». Для ребенка её состояние переживается как катастрофа, которая не связана с его личным поведением. Причины её горя могут быть разными и не относящимися к клиенту. Но клиент подсознательно винит себя в горе матери. Если поступок не находится, то утрачивается смысл жизни. Тогда ребёнок теряет связь внутреннего и внешнего и появляется ощущение бессмысленности.
Этот механизм может запускаться в условиях:
• некой тайности событий, которые неизвестны ребенку (аборт, смерть другого ребенка, ухудшение экономической ситуации)
• появления значимой фигуры отца (отнятие от груди - до этого внешний мир был сконцентрирован в образе матери). Отец забрал либидо матери, оно принадлежит только ему. Ребенок чувствуя себя зажатым между Матерью и Недоступным Отцом, и тогда он защищается тремя способами –
а) дезинвестиция материнского объекта
Психологическое убийство объекта, лишение его всякого психического содержания без ненависти. Материнский образ становится дырявым, убивается его сердцевина – либидо. Остается периферическая часть образа матери – функциональная забота о ребенке. Но она бессильна полюбить его.
б) бессознательная идентификация с ММ
Если радовать, веселить мать или по-другому взаимодействовать с матерью (обращать её внимание на себя) ребёнку не удаётся, тогда такая мать перемещается внутрь – каннибальский способ поедания матери.
Либо проявление вторичной ненависти – попытки присваивать объект, преследовать его, осквернять, мстить объекту. (Для клиента может проявляться как ауто-эротическое возбуждение с доминирующими людьми. Для удовольствия органа, а не удовольствия от человека. «Мне от тебя ничего не надо, кроме….» - зона ММ)
в) преждевременное развитие фантазматических позиций
Ребёнок должен создать замещающую реальность, что имеет свои следствия:
- доращивание своих сенситивных функций (предсказывание, понимание большего)
- место уязвимости – любовные отношения. Чем ближе я подхожу к любовным отношениям, тем больше опасность провалиться в дыру ММ. Появление грусти, ощущения пустоты с появлением возможно близкого человека.

КАК ПРОЯВЛЯЕТЯ В СНАХ И ОБРАЗАХ:
- прочно зацепившиеся или преследующие трупы;
- спящая красавица в ожидании поцелуя принца;
- «замороженность» образа – кто-то должен придти и отогреть труп. Однако лед растопить нельзя, т.к. он – анестезия. Растопить лед – значит почувствовать боль, что для клиента-нарцисса невыносимо.

ВАЛЕНТ выделила три свойства нарциссизма:
1. для нарцисса никогда нет третьего: оппозиция его одного против всех остальных.
Разочарование подрастающего ребенка в матери неминуемо и обуславливает ненависть, которую он не может проявить непосредственно (кризис нового сближения по М.Малер).
Отец при этом необходим для того, чтобы ребенок мог
1) освободиться от матери;
2) интегрировать фрустрационную ненависть.
Отсутствие полноценной ранней триангуляции грозит опасностью фиксации объектных отношений на уровне паразитарных диадических отношений в симбиозе "ребенок-мать". В последующей жизни таким людям -
• Трудно жениться или выйти замуж, т.к. для них совершенно немыслимо, что их "половина" даже обмолвится словом или перекинется взглядом с кем-то "третьим".
• Если жена в ситуации беременности распределяет свою любовь и эмоциональное внимание между мужем и будущим ребенком, то это может стать невыносимым для привыкшего к диадическим отношениям мужа, и он будет искать отношений "на стороне", которые будут посвящены только ему.
• Этим же можно объяснить снижение полового влечения у женщины после наступления беременности - она не научилась делить свою любовь с кем-то "третьим" на стадии ранней триангуляции.

2. это не конфликт, а переживание
Его речь про свою жизнь будет повествовательной, чтобы втянуть консультанта, сделать его свидетелем своего переживания.
3. переживания не вербализуются, нет возможности их описать словами.
Комплекс ММ можно почувствовать только в терапийном переносе, а не в жалобах и симптомах клиента, т.к. печаль эта непроговариваемая, нет таких слов, чтобы выразить её.


ЧТО ИСПОЛЬЗОВАТЬ В ТЕРАПИИ ПРИ РАБОТЕ С КОМПЛЕКСОМ ММ
• Консультант испытывает бессилие, опустошенность – реально у клиента есть все возможности исцелиться, но этого не происходит, т.к. ММ уже мертва и не может умереть второй смертью. (Чтобы умереть, нужно сначала стать живой).
• В терапии нужно воспроизведение отношений с ММ. Материнская терапия, но с ощущением холодного трупа ММ. В терапии не доводить сюжет до развязки, чтобы труп исчез. Нужно поддерживать его вечно замороженным, иначе опять будет зиять дыра и клиент останется не доволен терапией.
• Работая в переносе с таким клиентом, для компенсации нужно «добавить жизни» в свою собственную жизнь (хобби, сексуальность)
• Архетип родительской пары, которая выращивает внутреннего ребёнка внутри клиента. Не допускать диспропорцию: в Великой матери перебор материнских качеств и недостаток отцовских.
• Фантазии первой сцены: мать поглощена отцом, т.е. уходит от ребенка. Но она заполнена счастьем и радостью. Значит, отец становится причиной этой радости. Т.е. родители вместе и они счастливы. Попытки ребенка заполнить собой дыру ММ безрезультатны, только отец может заполнить её свом пенисом.
• Клиентское внешнее поведение (социальная успешность) не соответствует депрессивному отношению к объекту – матери в горе. И в терапии он будет соблазнять консультанта.
• Подстроиться к клиенту и его внутреннему ребёнку Он не может высказать своё состояние, и ждет материнской поддержки. Дождаться, когда он снимет защиту – свою внутреннюю няню. Анализ начинается, когда снимаются внутренние защиты. Няня – это его фальшивый self – но она умеет переводить голос немого внутреннего ребенка для окружающего мира, озвучивать его потребности. Если терапевт становится няней, то он учит клиента самого «нянчиться» с собой. Но это не позиция мамы, которая постоянно кормит, «ну ещё чуть-чуть», и кормит вечно.
• Несбывное нарциссическое чувство – рай возможен. Клиенты-нарциссы стремятся туда, игнорируя реальных людей и реальные события. Выяснить, какой части клиента важно уйти из реальной жизни в нереальную.
• Консультанту от оставленности Богом надо перевести Клиента на поиск Бога внутри себя, т.к. негативное окрашивание реальности происходит из затенённой самости. И это тоже путь к Богу через Дьявола, прохождение взаимодействия с негативным полюсом, через подавленное переживание.
Миф про Св.Христофора:
Страшилище и великан Христофор решил, что он будет служить самому сильному. И пошел в услужение Королю. Но тот всегда крестился, когда упоминалось имя Дьявола.
«Значит, - решил Христофор, - Дьявол сильнее» И пошел служить ему. Но работая на него, Христофор убедился, что опасается Дьявол Бога. И оставил тогда Христофор Дьявола и пришел к Богу.
Служа Богу, заметил Христофор, что тот всегда ублажает детей. «Значит ребёнок сильнее Бога?» И с этим вопросом пошел он искать ребенка. У реки он увидел мальчика, который попросил его перенести на другой берег. Христофор обрадовался этому. Посадил мальчика на плечи и пошел через реку. Но тут он почувствовал, что вода прибывает с большой скоростью, срывает его с ног, не дает ему дышать, и мальчик стал непосильно тяжелым. Но не сбросил его со своих плеч Христофор, удержал и перенес на другой берег, и увидел тут, что сидит на его плечах Бог и говорит, что прошел Христофор все испытания.

III. ФАЛИЧНОСТЬ И ИНФЛЯЦИЯ

Отсутствие зрелой маскулинности компенсируется ФАЛИЧНОСТЬЮ, которая по себе беспола.- функция увеличения, продвижения вперед, достижения цели, перфекционизм (раздувание чего-то до состояния эрогированности).
Юджин Моник в книге о мужской инициации –
- фаллос вдыхает жизнь во что-то неэнергетичное, пассивное;
- природная, животная часть души нуждается во впрыскивании;
- энергия, которая может породить индивидуальность, отделить от коллективного (индивидуация);
- фаличность пробуждает собственную индивидуальность.

В нарциссизме основа – фалличность. Приап – нарциссически травмированный ребенок, покинутый матерью, и его гиперфалличность компенсаторна или кастрирована.
Кастрированная мужественность расщепляется –
• По типу мачо или гипертрофированного самца или
• По типу женоподобного юноши.

ИНФЛЯЦИЯ – следствие интеграции. ЭГО интегрирует с какой-то частью, оно раздувается, «эрегируется».
1. ЭГО раздувается, т.к. ассимилирует в себя САМОСТЬ (какую-то часть бессознательного). И тогда только через принятие своей ТЕНИ возможно осознание своей добродетельности (история про Св. Христофора).
Раздутое инфляцированное ЭГО – мачизм, ощущение своего превосходства, апломбы. Это дорога от поиска Бога во вне к его поиску внутри (спор Иова с Богом).
2. ЭГО ассимилируется самостью. САМОСТЬ вбирает в себя ЭГО, которое растворяется, и появляется богоподобное состояние «Я – это всё». И тогда самонадеянность ЭГО притушается тяжелыми событиями.

СТАДИИ ФАЛЛИЧЕСКОГО ПОИСКА
1. Стадия отделения, обрезания мужественности. Когда настоящей маскулинности по какой-то причине нет места в реальной жизни.
2. Инфляция – реакция ЭГО на такую кастрацию.
3. Обрезание (уменьшение) – травма от столкновения с реальностью. Ощущение унизительной собственной несостоятельности, которое сопровождает конфликты при разводах, увольнениях.
4. Фаллический поиск.
5. Отказ от фаллического поиска и проживание остатка жизни с этой травмой. Отказ от поиска – это может быть отказ от амбиций, от профессии, от брака (как принесение жертвы, т.к. это не моё, хотя видимых причин для развода нет).
6. Божественное вмешательство – «установление связи с другими богами». Расширение масштабов своего существования, и тогда становится возможным наслаждение жизнью, какой она есть.
7. Трансформация.

http://www.elenamonik.ru/publ/jungianskoe_mirovozzrenie/narcissizm/narcissizm_i_infljacija/10-1-0-37

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments