Newminds (frengs) wrote,
Newminds
frengs

Современное знакомство с самим собой

Конкуренция и игра в «кто важнее» или «кто научнее» медика и психолога отчасти основана на идее спасательства, даже если само слово «спасти» отрицается. Психотерапевт предотвращает (якобы спасает) пациента от хронической тенденции к саморазрушению, предотвращая тяжелые отыгрывания, невозобновимую регрессию, зависимости, самоповреждения и возможную соматизацию, или пациент лечится психофармакологически. Врач-реаниматолог восстанавливает функции организма при угрозе жизни. Но речь в обоих случаях идет о восстановлении баланса, среды, в которой у человека будет выбор, как жить дальше. Возможно, пациент лишь возвратится к той же системе, из-за которой он пришел к врачу или психологу в надежде на облегчение симптомов.

Здесь можно разглядеть семантическую (смысловую) ошибку: возвратиться к нормальному физиологическому и психологическому функционированию и спастись от смерти – это разные вещи. Притом, что такой возврат – самодостаточная и необходимая задача.

Рассуждая о разных формах дуализма в медицине и психологии, можно сказать о дименсиональном подходе в психиатрии, который показывает несостоятельность крепелинской категориальности, обосновывая важность не только и столько диагностики, но системного видения на когнитивном, аффективном и других уровнях, рассматривая человека как спектр явлений. Получается, что на микроуровне (генетическом) принцип разделения становится все более несостоятельным:

«Определенные генетические изменения уменьшают вероятность возникновения опухолей, одновременно с этим повышая риск развития тяжелых психических расстройств, в том числе шизофрении. Об этом заявили сразу несколько исследовательских групп на конгрессе по нейропсихофармакологии. "Удивительно, что психическое заболевание, связанное с комплексными изменениями в человеческом поведении, на генетическом и клеточном уровне имеет что-то общее с раком - болезнью, не имеющей отношения к поведенческим расстройствам", - Дэниэл Вайнбергер (Daniel Weinberger), Национальный институт психического здоровья (США).

brain3

Интересны эти процессы конвергенции, в частности: Международное нейропсихоаналитическое общество, основанное в 2000 году (www.neuropsa.org.uk),  участниками которого являются, например, Отто Кернберг (психоанализ) и Vilayanur S. Ramachandran (нейронаука, Time 100).

Профессор, семиотик и нейроученый, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, заведующая лабораторией когнитивных исследований Татьяна Черниговская, рассуждая о мозге и когнитивной науке, говорит: «Лучшее, что мы можем с собой сделать, это с собой познакомиться. Как можно раньше. Это то, что я постоянно студентам говорю. Нужно представлять себе, во что вы можете влезать, во что не можете влезать – либо это кончится неврозом, психозом или какой-нибудь соматической болезнью».

Однако, без знакомства с бессознательным знакомство с собой на сознательном уровне - дело бесполезное. Настоящее знакомство включает в себя не только бессознательную защитную систему (сговор) семьи (рода), и собственные интрапсихические бессознательные конфликты, и архетипическое. Такое знакомство означает переработку и трансформацию содержания, выращивание новых смыслов и отношений, за которым последуют изменения во внешнем мире.
Знакомство с бессознательным как раз и означает знакомство с самим собой. «Встреча с самим собой принадлежит к самым неприятным.» К. Г. Юнг




______________________________________________

Далее отрывок из рецензии аналитического психолога, члена IAAP, обучающего аналитика и супервизора Московской Ассоциации Аналитической психологии Льва Хегая на книгу Дениз Рамос «Душа тела. Юнгианский подход к психосоматике»:

ramos_cover_cropped

«В XXI веке любому прогрессивному врачу, стороннику системной или комплексной медицины, очевидно, что любая болезнь – это 5 % физиологии и 95 % психологии. Эти 5 % физиологии должны рассматриваться на самых разных уровнях – нейрологическом, эндокринологическом, иммунологическом, гистологическом, генетическом и проч. Современная медицина достаточно оснащена на уровне приборов, чтобы провести необходимые анализы, тесты и выявить картину состояния тела. Однако этот объективированный взгляд снаружи на человека как материальное тело ничего не дает для понимания, почему изнутри субъект понимает свое состояние как болезнь, и чего он на самом деле хочет, обращаясь за помощью. Т.о. ощущаемая субъектом болезнь относится к семантическому телу, т.е. к психологии или душе, а не к материальному телу или медицине. Психосоматической психотерапии надо прекратить претендовать на материальное тело и сферу медицины, которая на сегодняшний день достаточно развита, чтобы не нуждаться в псевдонаучных спекуляциях психологов, и ограничить свои изыскания реальной помощью страдающей душе.

Рамос показывает, что юнговские концепции комплекса, компенсации, тонкого тела, образов как проводников энергии, символов трансцендентной функции, синхронии могут дать адекватную основу для юнгианской психосоматики и холистического подхода к болезням вообще. С позиции постмодернистской философии тело и болезнь являются такими же нарративами как и нарратив Я, нарратив Другого и многочисленные разнородные культурные нарративы. Юнговский акцент на образах, которые охватывают все уровни проявленности, позволяет не понимать нарративы узко, как словесные тексты или вербальные структуры. Юнговское виденье динамического равновесия и диалектического развития дает нам отношение к этим нарративам как потокам и процессам, а не как к сущностям. Т.о. телесная болезнь является выражаемым через тело символом бессознательного процесса. Старое дефектное одностороннее мировоззрение пациента не предоставляет возможности этому новому процессу выразиться иначе как в форме болезни.

Истоки юнговского взгляда можно найти в древних духовных учениях и психоэнергетических практиках. Представления о каналах, меридианах, чакрах, пране или ци, иллюзорном теле были призваны избавить нас от конкретизма в восприятии тела, от склонности видеть болезни как поломки в машине, в мертвом механизме. Название книги Дениз Рамос очень точно передает мысль, что тело наделено душой, т.е. тело и душа – две стороны одной медали. И поэтому болезни тела являются на самом деле процессами в душе тела, в едином континууме, где разреженный дух и плотное тело являются крайними полюсами подобно волне и частице для электрона. В отличие от других школ психологии юнгианский подход учитывает иррациональные, мифологические или метафорические аспекты явлений. И поэтому он более эффективен там, где грубые рациональные методы обнаруживают свою несостоятельность. В XXI веке физики больше не противостоят лирикам. Поэзия и риторика являются таким же равноправным форматом научного знания. Современная наука больше не нацелена на разоблачение истины, скрытой облаками неведенья, она должна изобретать, созидать истину, преображающую мир и человека.»

(к летней юнгианской конференции «Душа и тело»)
 
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments