Newminds (frengs) wrote,
Newminds
frengs

Во что играли в детстве, во что не доиграли

Так ли давно это было – игры с друзьями? После школы в школьном дворе, на переменах, около дома. Не только в салки, в разные игры. Мальчишеские и девчачьи. Вот у всех мальчиков была Войнушка. А Коленки? Когда кладутся ладони на колени соседа, и начинают играть – кто-то путается и хлопает не вовремя, а кто-то быстрее всех. Да и еще сколько игр было. Обменивались чем-то, сочиняли истории – кажется, что эта игровая жизнь между уроками была важнее всего. Но потом все ближе к старшим классам, и игр, вот таких простых, непосредственных, становится меньше. Или другие уже, секции там, учеба.

А в Штатах снова забили тревогу: нехватка спонтанных игр в дошкольный и ранний школьный периоды может лежать в основе роста нарциссизма среди молодежи. Мол, в отношениях все труднее, с эмпатией - проблемы. Родителей грузят СМИ, а они в свою очередь вовлекают детей: «специальные курсы для вашего ребенка», «индивидуальный подход», «вы можете стать кем захотите» и т.п.
Достижение становится абсолютной ценностью: дети отправляются туда, где главное - соревновательный элемент, в том числе лучшая школа, лучшие оценки, лучшие индивидуальные спортивные курсы. Называют такие активности "looking out for number one". Вроде бы не ново.

Возможностей играть в те игры, в которых нет родительской оставляющей, к которым взрослые вообще не имеют отношения – меньше. Уже определили: "undirected by adults game". Такая вот свободная от влияния взрослого человека детская игра - это средство, с помощью которого дети учатся контролировать свою собственную жизнь. Решать свои проблемы, эффективно бороться со страхом и гневом - и тем самым преодолеть нарциссизм и развить способность к сопереживанию.

А элемент добровольного участия в игре, когда игрок может в любое время выйти из игры? Нет возможности выйти из игры – это уже не игра. Получается, что в добровольной игре ребенок знает: чтобы сохранить игровой процесс, он должен слушать друг друга, стараясь понять другого. Если чересчур конфликтен – так его оставят, играть с ним не будут.
Похвала друг друга в таких играх совсем другая, нежели похвала родителя. Совсем другие оттенки похвалы, что ли. И поддержка другая.

Ведь сколько чувств вызывали те самые школьные и дошкольные игры. Какие эпизоды можно вспомнить, вполне себе драматичные, смешные, иногда неловкие. Как отношение к себе и к человеку формировалось в этих играх: там же рождалось доверие, разочарование, смелость, сомнения, что-то еще. Кажется, что все это про те игры – помнится так живо.  
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments