Newminds (frengs) wrote,
Newminds
frengs

Не что видим, а куда смотрим

"Бытие человека не только не может быть понятым вне безумия - оно не было бы человеческим бытием, если бы в нем не было безумия как предела его свободы"
Жак Лакан

Иногда бывает так, что идентификация с бесознательным другого человека столь сильна, и желание разрушить или вскрыть защиты так непреодолимо, что любое действие немедленно превращается в ответную негативную реакцию, которую сложно сдержать. Это случается не только в моменты усталости или сильных переживаний. Реакция может не быть внешне сильной и яркой, но часто она похожа на бумеранг, который вы ловите от того другого, кто его запустил в вашу сторону, и отправляете его обратно с удвоенной энергией. Часто в такой момент говорят - вот провокатор!
Иногда такая "месть" срабатывает с отсрочкой, когда после удара в вашу сторону через какое-то время накрывает желание запустить бумеранг уже в отсутствии атакующего. Так рождается злая сплетня. В любом случае, за ответную реакцию всегда отвечает ее создатель.
Наверное, чаще чем где бы то ни было такие реакции в обе стороны случаются в терапии. Они остаются внутри терапевтического процесса, а могут выйти за его пределы. И тут вспоминается принцип юнгианской психологии, помогающий не только приручить страсти, но и увидеть в них нечто ценное, а иной раз - нуминозное.

"Целью анализа является расшифровка свидетельств, полученных с уровня явного содержания, чтобы обнаружить латентные, вытесненные и скрытые содержания бессознательного и вынести их на свет сознания. Задача психоанализа — посредством интерпретации разоблачить подлинные мотивы и намерения, стоящие за поведением индивидуума. Этот эпистемеологический подход Поль Рикер назвал «герменевтикой подозрительности» (1967), потому что он не признает ценности сознательной мотивации в любом действии или замысле, но вместо этого предлагает бессознательный компромисс между противоположными требованиями суперэго и Оно, включенный в любое сознательное психическое содержание.

В отличие от этого философский подход Юнга основан на телеологическом понимании психики, когда все психологические события, включая даже самые суровые симптомы, рассматривались как имеющие цель и значение. Вместо того, чтобы смотреть на них только как на подавленный и замаскированный материал бессознательного инфантильного конфликта, их можно считать средствами, благодаря которым психика достигает лучшего из возможных решений проблем. В то же время, они могут действовать как начальные точки для дальнейшего роста и развития. Значение этих симптомов доступно сознанию через аналитический метод интерпретации, ассоциации и амплификации. Юнговский подход включает признание вклада ранних переживании в развитие личности, в основе которого лежит процесс аккумуляции сознательных и бессознательных переживаний и взаимодействий этой личной истории с архетипическими содержаниями коллективного бессознательного. Юнг интересовался процессами интеграции и синтеза этих аспектов через внутренние ресурсы творческой и символической деятельности."

Кембриджское руководство по аналитической психологии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments