Newminds (frengs) wrote,
Newminds
frengs

Аналитическая психология и духовное освобождение

 "В этом смысле у аналитической психологии, лишенной отвлекающего блеска экзотической внешней оболочки, есть преимущество. Мы с самого начала призываем пациентов искать ответы в самих себе. Но к нам часто обращаются люди, не готовые к истинному самопознанию. Многие ищут примитивного мирского счастья – хотят создать семью, получить хорошую работу, наладить отношения с близкими, избавиться от симптомов и т.п. Мы говорим им, что путь к этой цели пролегает через большее понимание и принятие самих себя. И в итоге бесконечные сессии посвящаются психологической поддержке этих попыток жить в мире с самим собой. Далеко не все пациенты готовы и хотят постичь корень своих душевных страданий и прийти именно к духовному освобождению. Заслуга аналитической психологии как раз в том, что в отличие от остальной психологии она не игнорирует эти самые сущностные для человеческого бытия темы. Однако аналитическая психология – это только психология, и она не может сказать больше, чем сказано в древних духовных учениях. Она может лишь склонить голову в знак уважения. Ведь ей всего сто лет, а духовным традициям несколько тысяч лет. Здесь заканчивается территория психотерапии. Дзогчен же как раз для тех, кто ищет именно духовного освобождения, а не психотерапии. К сожалению, язык буддийских текстов, на котором люди говорили три тысячелетия назад во времена Шакья Муни, мало понятен современному человеку. Без специальных знаний в многочисленных терминах и концепциях не разобраться. Велик риск «забивания головы» превратно понятыми идеями. Поэтому так важны простые и сущностные наставления, полученные непосредственно от просветленного мастера – принцип, которому всегда следовал дзогчен. 

     Увы, жизнь показывает, что многим западным «буддистам» на самом деле нужна психотерапия. А многим пациентам психотерапии для выхода из тупика жизненно необходимо обратиться к духовным учениям. Психотерапия для Западного человека часто – что мертвому припарка. Она оставляет его запертым в инфантилизме, нарциссизме и эгоцентризме, оставляет с примитивными потребительскими ценностями и  буквалистическим рациональным отношением к жизни, которые все вкупе и являются причиной возникновения неврозов. Человек – очень сложное и многоуровневое существо. И добавить ему посредством психотерапии больше принятия самого себя, не  изменив остальные аспекты, значит, по сути, не изменить ничего. Иногда мне кажется, что простое принятие буддийских нравственных ценностей (сострадание, скромность, вежливость, терпимость, уважение ко всем формам жизни, уважение к чужому мнению, отказ от грубости и насилия) было бы куда лучше  наших бесконечных психотерапевтических сессий, продвигающихся с черепашьей скоростью. Зачем Западному человеку больше принимать себя, если у нет ни нравственных и ценностных ориентиров, ни осознавания, ни духовности, ни смысла в жизни? Зачем ему лучше жить, если он все равно бесцельно и бесполезно растратит отпущенное ему время? Но у нас нет задачи переделывать пациентов на свой лад и тем более обращать их в свою веру. И я стараюсь останавливать свои жесткие критические размышления, стремясь относиться к этим людям как к своим собственным одиноким, потерянным и дезориентированным частям. И стараюсь воспринимать психотерапию как урок сострадания и принятия прежде всего для самого психотерапевта. Возможно, если психотерапевт будет способен изменить перспективу – увидеть происходящее интегративно как мандалу пребывающих в динамическом равновесии энергий – тогда и пациент сможет найти контакт со своей Самостью, с глубинами своего бытия, ведущий к духовному освобождению. Юнгианский аналитик Шварц-Салант недавно в лекции назвал юнгианство западной Тантрой, вершиной которой является как раз дзогчен. Без этого духовного контекста аналитическая психотерапия превратится в беспросветную лекарскую рутину, попытки облегчить страдания, которым не видно конца.

     Принимая эту большую реальность – духовную реальность, как некоторые иные факторы, находящиеся за рамками нашего ограниченного эгоцентрического видения,  включая их и позволяя им работать в пространстве между пациентом и аналитиком органично и естественно, мы фактически реализуем принцип дзогчена, который описывает взаимодействие с жизнью «как вода вливается в воду». Возможно, тогда самое важное в данной конкретной психотерапии уже состоится, независимо от того, исчезнут ли симптомы, и почувствует ли себя пациент субъективно лучше. В дзогчене это называется принципом прямого введения в наше истинное состояние, дающего мгновенное переживание духовной реальности. Проблеск интегративного виденья, пусть даже практически незамеченный или обесцененный как сущий пустяк, может впоследствии принести свои плоды. Тогда психотерапия сможет дать единичные переживания, которые станут важными звеньями («кармическими узлами») в истории духовного развития человека, в истории его тотальной личностной трансформации."

© Хегай Л.А., 2008г.

Полная версия статьи: 
http://www.maap.ru/library/book/175/

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments