Newminds (frengs) wrote,
Newminds
frengs

Комплекс слияния

Комплекс слияния заложен в основу самых разнообразных си​туаций. К примеру, он всегда оказывается главным фактором при зависимостях. Обычно зависимость и бывает неким спо​собом слиться с объектом, будь то наркотик или определенный способ поведения, как при зависимостях от азартных игр или сексуальной зависимости, а равно— и дистанцированием от реального объекта желаний, обычно это фантазии об успокаи​вающем материнском теле. Зависимое поведение — это способ на время почувствовать некую передышку от агонии «невоз​можных» противоположностей, при которых ты не можешь ни оставаться с желанием слиться с утешительным объектом, ни отделиться от него. Один человек, пытающийся бросить курить, говорил: «Мне отвратительно курение, но я не могу бросить». Зависимый пребывает в агонии понимания. Его не утешить.

Работа комплекса слияния заметна в следующих размышле​ниях мужчины, выходящего из зависимости от курения и алко​голя:

«Я иду к жене за дозой: мне нужно что-то успокаивающее; чуточку любви — вполне сгодится, но мне надо и больше​го — экстаза, какого-то порыва. Но даже и без этого, хотя бы просто любовь — и можно на время удовлетвориться. И я смогу отступить, до следующего раза. Но если я не по​лучу своего, то неистовствую, и словно в мозгу у меня про​жектор, я все высматриваю, высматриваю в себе, все тело болит, и от этой боли я пытаюсь избавиться, как могу, ис​пользуя свой разум. Где же она? Я не вижу ничего, кроме опасности, это непроходимая чаща, а я продолжаю смот​реть, пока что-то не откроется, быть может, что-то, исхо​дящее от нее. Тогда — еще один разок, и я снова спасен, на время. Самое худшее — это когда я чувствую далекий, неудовлетворенный поиск — в уме — и одновременно отчаянный зов, идущий из моего тела, которое пытается и почувствовать ее, и закрыться от отвержения и разоча​рования. Меня качает от разума к телу, иногда довольно быстро, но разорванность, которую я чувствую, слишком болезненна, и мне приходиться убегать, раскалываться — или ненавидя ее, или бросаясь что-то делать без нее».



Навязчивый и дисфункциональный паттерн, известный как созависимость— термин, ставший широко известным в нашей культуре благодаря двенадцатишаговым программам и сопутс​твующим группам — может рассматри​ваться как чистый пример работы комплекса слияния. Зависимый и санкционирующий зависимость человек разделяют общее насыщенное поле слияния, не испытывая взаимной связи или при очень скудной связи. Ибо даже если поведение созависимого может быть исполнено любовью или наполнено злостью и глубо​кими переживаниями, вызванными предательством, все равно в этом очень мало реальной, сознательной связи между зависимым и созависимым партнерами. Если бы она была, то стало бы понят​но, что зависимость была запущена в действие вследствие огром​ного сопротивления расставанию со сферой слияния комплекса.

Крайний страх отделения, создаваемый комплексом слияния, питает дисфункциональное, созависимое поведение, маскируя его иллюзиями самоотверженной любви. Именно поэтому для того, чтобы пробить созависимое состояние, широко принято обучать противоядию— «жесткой любви». Значимость групповой под​держки в таких поведенческих изменениях становится мерилом интенсивности сепарационной тревоги, сопровождающей всякий выход из состояния слияния. Эта тревога — так же значима, как и психотическая тревога, питающая безумие зависимости.

В случаях, когда оживлен комплекс слияния, сепарация от человека или вида деятельности, и, собственно, любое изме​нение — необходимость заплатить по новому счету, вскрытие письма от некоего авторитета, сообщение о том, как вы себя чувствуете, возможность испытать сексуальное желание, в ко​тором есть толика личного отношения, а не просто компульсивное, безличное качество, заполнение анкеты на возврат налогов, которое позволит сэкономить тысячи столь необходимых дол​ларов — все это ощущается как сильно провоцирующие тревогу факторы. Малейшее отклонение от чрезвычайно узкой «внут​ренней территории», ощущаемой как теплая и безопасная, мо​жет напугать, наполнить эго паникой оттого, что все внезапно стало так дезорганизовано, или даже ужасом угрозы полного исчезновения.

Стало быть, комплекс слияния часто является причиной хронических свойств, таких, как отсутствие концентрации или постоянные отсрочки и задержки. Хроническая неспособность приходить вовремя на встречи или заканчивать встречи вов​ремя может указывать на серьезные проблемы с мобилизацией энергии и на непомерные страхи сепарации, присутствующие всегда, когда оживает комплекс слияния. Люди часто расска​зывают о физической напряженности, ощущаемой всякий раз, когда приближается момент сепарации, о чувстве унижения от того, что ты не способен действовать, а лишь смотришь, как ти​кают, исчезая, минуты, в то время как ты опаздываешь и про​пускаешь еще одну встречу.

Поскольку одновременно испытывается и слияние с объ​ектами, и отсутствие связи с ними — то есть нет концентра​ции на отдельном существовании, — то комплекс слияния мо​жет стать источником хронической потери вещей. Объекты не ощущаются как положенные куда-то, поскольку отдельных мест не существует. Бумаги, ключи, одежда и деньги, похоже, просто растворяются. Под влиянием комплекса слияния под​сознательно человек испытывает угрозу впасть в ничто, и на мгновение по-настоящему верит, что объект не только по​терян временно, но что он никогда не будет найден. Никакая рациональность не помогает, и подобная полная вера в утрату объекта кажется странной и сбивающей с толку любого, кто пытается помочь.

Другой характерный пример повсеместности комплекса сли​яния и тех зачастую неразрешимых трудностей с сепарацией, которую он создает, — это случай тех, кто задерживается в вы​сшей школе; это люди, учеба которых занимает долгие-долгие годы, намного превышающие нормальный срок, и приходящие в состояние ВТНД — «все, только не диссертация». Окончание работы над диссертацией кажется невозможным, и депрессия, тревожность, компульсивность и диссоциация часто становятся защитами от стыда и унижения, сопровождающими спад энер​гии вследствие комплекса слияния.

Комплекс слияния может препятствовать всякому усилию, направленному на окончание творческого проекта. К примеру, математика, пытающегося добиться штатной должности, ос​тавляют на факультете благодаря репутации блестящего ума. Однако он не в состоянии дописать статью и довести ее до пуб​ликации. Он одновременно занят несколькими статьями сразу. Он находит параллели между разными статьями. Он задается вопросом — похоже, они складываются в книгу. При подготов​ке рукописи для отправки в журнал он «каким-то образом» сти​рает ее из памяти компьютера. Сепарация, означающая способ​ность иметь что-то похожее на самость, отличную от той, что слита с бессознательной жизнью и ее обширным потенциалом, непомерна для этого человека.

Вся эта драма часто отыгрывается на внутреннем уровне. То есть человек может чувствовать себя связанным своими бессо​знательными чувствами и фантазиями и не быть в состоянии отделиться от них. Такие состояния часто безысходны, как тяга к притупляющим, обезжизнивающим или хаотическим состоя​ниям инкорпорированных (неосознанных и "проглоченных" - моё прим.) депрессивных аспектов матери — к мощным психическим пережиткам реального детского опыта. Поскольку отделиться от этого состояния кажется невозможным, человек попадает в ловушку пассивной защиты и замыкается в утешительных фантазиях, или же наоборот: постоянно кидается в бездумные действия, приводящие лишь к еще большему стыду. Человек с сильным комплексом слияния редко когда со​знательно или волевым актом оставляет свою ограниченную «территорию»; он (или она) испытывает внезапную потерю энергии при каждой попытке инициировать изменение. Один мужчина, часто томящийся в подобном состоянии, как-то ска​зал мне:

«Как только я начну делать что-то, я могу делать это веч​но. Делание — больше не проблема; начало — вот что не​возможно, и я умудряюсь «забыть» о том, что мне нужно сделать за день, например, перезвонить кому-то, и так до той поры, когда мне нужно уже выезжать на встречу с вами, и вот я уже чувствую себя полной размазней. А иногда я слишком стесняюсь, чтобы прийти».

Вокруг нереализованных потенциальных возможностей накапливается столько стыда, что многие люди в сходной си​туации болезненно немеют. Образы могущественных людей, ведущих себя в лучшем смысле этого слова наступательно, встающих на защиту глубочайших ценностей не только на сло​вах, но и на деле, — заполняют внутренний мир мечтаний и фантазий. Человек может снова и снова в потаенных уголках своих фантазий практиковаться в том, «что лучше сделать» в той или иной ситуации, однако в реальности, когда необходи​мо действовать, этот человек оказывается едва способным про​изнести, что же он намеревался совершить, или же страдает от неловкого молчания, снова предавая свой внутренний зов. Эти переживания могут стать столь болезненными и постоянными, что порождает очень ограниченную жизнь, организованную вокруг защиты себя от едкого стыда.

Натан Шварц-Салант "Черная ночная рубашка. Комплекс слияния и непрожитая жизнь"
Tags: зависимость, комплекс слияния, сепарация, созависимость
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments