Newminds (frengs) wrote,
Newminds
frengs

Выдержки из работы Роберта А. Джонсона «Он: глубинные аспекты мужской психологии»

Современная психология считает, что у мужчины потенциально существуют три стадии психологического развития. Архетипический паттерн предполагает развитие мужской психологии от бессознательного детского превосходства и совершенства через сознательное ощущение своей ненужности и ущербности в среднем возрасте к сознательному ощущению полноценности в старости. Человек движется от невинной целостности, в которой внутренний и внешний миры соединены для него в одно целое, к разделению и дифференцированию между внутренним и внешним миром и сопутствующему ощущению дуализма жизни, и, наконец, с большой степенью вероятности, он приходит к повторному совершенно сознательному воссоединению внутреннего и внешнего в гармоничную целостность.

(Мужчина не сможет обрести целостность без установления партнерских отношений со своей Анимой — внутренней женщиной)

Чтобы больше узнать о влиянии, которое оказывает на мужчину внутренняя женщина, мы должны отметить некоторые очень важные различия, существующие между эмоцией, чувством и настроением. Многие смешивают эти понятия и ощущения. Для них настроение — это и эмоция, и чувство. Однако смешивать их ни в коем случае нельзя; следует обязательно различать эти понятия и ощущения, с тем чтобы определить отношение к своей фемининности, ясно увидеть ее влияние на собственную психику. Имеет смысл потратить на это время.



Эмоция — суммарная психическая энергия, которой обладает человек. Для более развитой личности это совокупность энергетических состояний. Основной характеристикой эмоции является ее энергия. Сама по себе эмоция нейтральна по отношению к морали; она может быть благоприятной или пагубной в зависимости от того, к чему относится. Наслаждаться чем-то в жизни — значит внести много эмоций в отношение к этому объекту. Эмоции могут поддерживать позитивное и оптимистическое отношение к жизни. В то же время сильные эмоции влияют на депрессивное состояние человека: он ломает себе руки или бегает по комнате кругами в погоне за чем-то несущественным и пустым. Определение эмоции как психической энергии относительно доступно для понимания.
Более сложная задача — определить, что такое чувство. Это понятие употребляется слишком часто и трактуется настолько широко, что на практике произошла чуть ли не полная утрата его прямого смысла, и, следовательно, нельзя говорить о его точном применении. Я хочу использовать слово «чувство» в его истинной коннотации для описания особенного переживания. Чувствование — это оценивание, придание ценности тому, что чувствуется. Чувство не такое жгучее и неуловимое, как эмоция; это то рациональное качество, которое придает ценность полученному опыту. Тот же смысл этому понятию в своей типологии придает Юнг, определяя мышление, чувствование, ощущение и интуицию.

Думая о чем-то, человек делает интеллектуальную оценку и, разумеется, это осознает.
Но все данные процессы не имеют никакого отношения к чувству. Поскольку в данном случае отсутствуют как смысл суждения, так и ценностное отношение, человек никак не связан с предметом своих мыслей. Акт мышления совершенно отличается от акта чувствования. Чувствовать — значит придавать ценность тому, что происходит.
 Если человека спросить, какое именно чувство он испытывает по отношению к кому-то или чему-то, адекватный ответ будет таким: хорошее или плохое, ужасное или прекрасное. Таким образом мы придаем ценность всему, что чувствуем.

Теперь о настроении. Это непростой вопрос, так как настроение — вещь весьма странная. Оно похоже на маленький психоз, как если бы человек стал чем-то одержимым. О настроении мужчины, как правило, заходит речь, если его переполняет или им овладевает содержащаяся в бессознательном фемининнность. Мужчина, подверженный своему настроению, — это мужчина, находящийся во власти внутренней женщины. На языке современного сленга это звучит следующим образом: «Он совсем остервенел». Вот так.

Строго говоря, рассуждая о настроении, мы ограничиваемся переживаниями мужчины, так как соответствующие аспекты женской психологии отличаются настолько, что для их описания требуется, по крайней мере, иная терминология. Но в этом случае не существует подходящих терминов и понятий. У нас отсутствует язык, хоть в какой-то степени приемлемый для описания соответствующих переживаний женщины. В таком контексте параллельное мужскому настроению женское переживание может быть доступно внутренней маскулинной части женщины. А это значит, что проявление резкости, колкости, вызывающего, задиристого поведения может быть отнесено к уязвленной женской маскулинности. Здесь есть определенное сходство с мужским настроением, обусловленным уязвленной фемининностью.

Немногие мужчины достаточно осведомлены о внутренней женской компоненте, то есть о своей аниме, или имеют с ней контакт. Откровенно говоря, одного стремления мужчины к внутреннему развитию оказывается достаточно лишь для того, чтобы, распознав свою Аниму, грубо говоря, сразу же запихнуть ее в бутылку и заткнуть пробкой. Конечно же, вскоре понадобится ее выпустить, но сначала мужчине следует научиться не поддаваться своему настроению и эмоциональному состоянию и не потакать собственным прихотям. Разумеется, заткнуть бутылку пробкой — это лишь первый шаг в установлении отношений с Анимой. Следующий и гораздо более важный шаг — научиться вступать с ней в контакт, видеть в ней существующую внутри себя женщину-компаньона, женщину-товарища, которая будет идти с мужчиной рука об руку и согревать ему жизнь. В конечном счете мужчина имеет только две альтернативные возможности: или он отвергает свою фемининность, и это отвержение оборачивается против него в виде приступов плохого настроения или недоступных ему соблазнов, или он принимает ее и устанавливает отношения с ней и женским жизненным началом, и это придает ему тепла и силы.

Мы часто проецируем отношение к внутренней фемининности, а иногда и его отсутствие на реальную женщину из плоти и крови. Земная женщина — сама по себе прелесть и чудо, которые могут померкнуть, если мы станем относиться к ней по правилам, соответствующим отношениям с внутренней женщиной. Точно так же, перепутав внешние и внутренние законы, можно расстроить внутреннюю женщину.
Иногда оказывается, что некоторые мужчины обладают слишком большим потенциалом Анимы, а значит, избытком внутренней фемининности. В этом нет ни преимущества, ни недостатка; скорее это непреложная данность. Если человек побуждает женскую составляющую своей психики к постоянному развитию, он становится обладателем огромного творческого потенциала, не теряя мужского начала при наличии сильного компонента фемининности. Таковы артисты и пророки — интуитивные и сенситивные мужчины, которые сами по себе в любом обществе представляют собой социально-культурную ценность. Но если мужчина не сможет войти в контакт со своей внутренней женщиной и установить с ней отношения, она исчезнет и, возможно, разрушит его изнутри прежде, чем с ней удастся найти общий язык. Любая отвергнутая женщина обижается, и женщина, существующая внутри мужчины, — не исключение.
Об отношениях мужчины с его Анимой можно судить, наблюдая за выражением его лица. Чтобы сразу получить представление о его отношении с Анимой, можно просто пройтись по улице, глядя на лица проходящих мимо мужчин. Мужчина, у которого отсутствует контакт с фемининностью, может выглядеть жестким, негибким, его лицо может выражать горечь, либо у вас создается впечатление, что его что-то гложет изнутри.
 Существует воспоминание о Линкольне, который после встречи с одним из посетителей сказал своему секретарю: «Мне не нравится лицо этого человека». Секретарь ему ответил: «Но он же не виноват, что у него такое лицо, он не может за него отвечать». На это Линкольн возразил: «После сорока лет каждый мужчина отвечает за свое лицо».

Вы, конечно же, представляете себе, что происходит, когда мужчиной овладевает настроение: все окрашивается в цвета, которые соответствуют его настроению. Если он с утра встал «не с той ноги», то есть находится во власти настроения, то для него все видится в черном цвете. Не успев просмотреть утреннюю газету, он уже знает, что упала стоимость акций. Ему не нужно смотреть в окно, чтобы сказать, что на улице дождь. Он абсолютно уверен в том, что все дела идут плохо. Всюду он оставляет печать настроения, под властью которого в данный момент находится. Кроме того, его настроение подобно инфекции, и очень скоро жена и дети впадают в полное уныние, если им не хватает мудрости понять, что происходит.

Особенно это касается его жены, которая чувствует себя в какой-то степени ответственной за плохое настроение мужа. «Да что же я такого сделала?» — думает про себя она. Обвинения со стороны мужа, мягко говоря, не очень способствуют установлению истины. В тоскливом состоянии она может наделать много глупостей например, придраться к мужу, привлекая для этого свой Анимус, т.е. внутреннюю мужскую часть, она чувствует себя слишком подавленной, чтобы как-то справиться с его настроением и узнав, что именно происходит, вновь обрести своего мужа. К сожалению, события чаще всего развиваются по худшему сценарию, который предписывает грандиозную баталию между внутренней женщиной, создающей мужчине настроение и находящимся в женщине разгневанным внутренним мужчиной. Это наихудшая из всех баталий, которую только можно себе представить: сражение между феминной частью мужчины и маскулинной частью женщины. Обе стороны несвободны в своих действиях, ибо находятся под властью иллюзий. Именно в такой ситуации могут произойти действительно страшные вещи. Но так не должно получиться, так как женщина должна понять — плохое настроение мужчины не является ни ее недостатком, ни ее виной. Его настроение — это его проблема, поэтому если она на какое-то время отойдет в сторону и перестанет чувствовать себя виноватой, он сможет вернуться в нормальное состояние.

Самое главное, что можно сказать о нашем настроении, — что оно нас обкрадывает. Чтобы ощущать себя значимыми и состоятельными, нам необходимо устанавливать и развивать отношения с людьми. Если по какой-то причине человек не может устанавливать нормальные отношения, он теряет смысл жизни. Поэтому смысл, который несет в себе термин «настроение», может нести термин «депрессия». Можно показать, что основное содержание психотического материала мужчины принадлежит его аниме. Это все равно, что потоп; это — всепоглощающая одержимость. Короче говоря, настроение — это маленькое сумасшествие, овладевающий человеком микропсихоз.
Настроение может быть названо и по-другому, если использовать понятия депрессии и инфляции. Оба термина обозначают переполнение эго чем-то отличным от истинного человеческого «я». В мужчине это состояние проявляется в виде слабости, некомпетентности и несостоятельности.
Чтобы придать человеку ощущение смысла и ценности бытия, настроение обращает его лицом к внешнему миру. Чего только не встретишь в куче разного барахла, наваленного в американском гараже, которое мужчина когда-то купил в надежде на то, что вместе с очередной покупкой в его жизни появится новый смысл. И как только эта надежда перестает себя оправдывать, вещь становится ненужной и постепенно превращается в хлам. Материальные вещи вполне ощутимы; если их использовать по назначению, из них можно извлечь большую пользу и они могут представлять высокую ценность. Но если человеку хочется, чтобы они ему заменили внутренние ценности, эти вещи сразу перестают для него что-то значить. Тем не менее, для этого правила существует единственное исключение: физический объект может обладать внутренней ценностью, если он содержит в себе некий символический смысл или является необходимой частью для совершения ритуала. Подарок друга может символизировать высокую ценность отношений между людьми только в том случае, если она в него привносится сознательно. Если же эта ценность окажется за границами значимого символического пространства или ритуального действия, то очень скоро она перестанет для него существовать, а гаражная коллекция пополнится еще одним экспонатом.

Случалось ли вам купить что-нибудь, а затем, на следующий день, увидев свою покупку, пробормотать: «И зачем же мне это нужно?». Вот что может делать с нами настроение. Мужчине вдруг ни с того ни с сего хочется купить рыболовную снасть или какую-нибудь ерунду в автомобиль или лодку. Анима заставляет человека приобретать абсолютно непрактичные вещи: какое-то особое приспособление для рыбной ловли, самое современное спортивное нейлоновое трико, автомобиль с блестящим покрытием или что-нибудь в этом духе. Это проявления власти Анимы. Стоит хотя бы раз увидеть этот полный драматизма спектакль, который устраивает мужчина, страстно желающий купить какую-нибудь безделушку! При этом вы абсолютно уверены в том, что уже через неделю он по этому поводу будет нем, как рыба. Сколько истрачено денег, столько же энергии уходит в настроение. Я сомневаюсь, что существует хотя бы одна семья, в которой бы не было полок и антресолей, наполненных до самого верха подобными результатами нашествий Анимы, то есть — хорошего настроения, лишающего нас разума.

Невозможно один раз и навсегда решить, что мужчина должен обязательно сделать, а что — не делать ни в коем случае. В субботу утром он может достать с антресолей свои рыболовные снасти и устроить себе замечательный отдых. В следующее субботнее утро, подверженный сильному влиянию Анимы, он может отбросить в сторону все, что достал в прошлый раз. Конечно же, дело не в снастях; так или иначе что-то им овладевает. Такое замешательство возникает при вторжении Анимы.

Если мужчина находится под властью своего настроения, он перестает быть хозяином своего внутреннего мира. В этот момент на сцене появляется захватчик, и тогда поведение мужчины в значительной степени определяется агрессивностью этого захватчика. К сожалению, чаще всего в такой схватке он предпочитает действовать на уровне совершенно не подходящих для этого отношений. Иными словами, вместо того, чтобы перенести это сражение в свой внутренний мир, что является единственно правильным действием, он будет скандалить с женой и конфликтовать с окружающими. Мифологическое описание героической борьбы со своим внутренним «я» чаще всего имеет отношение к поединкам с драконами, и наш современник делает это ничуть не меньше, чем его средневековый собрат. Вы запросто можете оживить мифологию, обеспечив ей жизнь, полную драматизма, если найдете современную сцену, на которой будут происходить схватки с драконами, и даже прекрасные дамы и красные рыцари станут разыгрывать на ней свои драмы. От него спасаются бегством, ибо в это время жить с ним совершенно невозможно. Он становится чрезмерно критичен к женщине, на которую мог бы опереться. Тем не менее, иногда к нему приходит осознание, что находящаяся в нем внутренняя женщина очень опасна. Придираясь к своей жене, он абсолютно никакого представления не имеет о том, как себя вести по отношению к внутренней женщине.


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment