Newminds (frengs) wrote,
Newminds
frengs

О взрослении и индивидуации

«Не получится в одночасье преобразовать сердце и ум ― это постепенный процесс. И хотя порой могут случаться спонтанные духовные переживания, все же они весьма ненадежны и мимолетны. Проблема здесь в том, что внезапные духовные озарения похожи на вспышку молнии. В такие моменты мы можем ощущать глубокое волнение и вдохновение, но без опоры на дисциплину и длительные усилия такие переживания оказываются крайне непредсказуемыми, а их преобразующий эффект довольно ограничен. Подлинное же преобразование, которое становится следствием длительных усилий, оказывает устойчивое воздействие, поскольку имеет под собой прочную основу. Поэтому если мы хотим добиться настоящей духовной трансформации, нам придется прибегнуть к постепенной тренировке ума и соблюдению дисциплины.…»

Его Святейшество Далай-лама

«Практикующий Дзогчен должен обладать ясным, точным присутствием и осознанностью. Пока человек по-настоящему не познает свой собственный ум и не сможет управлять им с помощью осознанности, сколько ни давай ему объяснений реальности, они останутся всего лишь чернилами на бумаге или предметом ученых споров среди интеллектуалов и не породят ни малейшего понимания истинного смысла.»

Намхай Норбу Ринпоче, Зеркало великого совершенства

Внешняя красота и экзотичность самых разных практик - это как раз то, чего хочет человек - быть покоренным и соблазненным этой красивостью, возможностью получить сверхспособности и т.д. Однако, в большинстве случаев это оказывается банальной нарциссической защитой: идеализируя такие практики, человек обессмысливает и обесценивает то, чего он на самом деле ищет - собственного взросления, осознанности и путей к нему.
Неудивительно, что человек в таких местах на самом деле ищет отца или мать в лице Учителя или Учения, проецируя свои инфантильные ожидания, и вобщем может так долго крутиться в одном и том же - как послушный ребенок у требовательного родителя.

Иногда может быть по-другому - ребенок под видом взрослого устраивает конкуренцию "на месте", обесценивая такое пространство и в итоге уходя из него (возвращаясь к матери или отцу, фантазийному или реальному, или к папочке или мамочке в виде мужа или жены). Мол и там опять не помогло, не удовлетворились детские ожидания.
Человек остается с чем угодно, с любой работой и семьей, но - ребенком, не допуская кого-то по-настоящему взрослого или допуская для того, чтобы использовать или выкинуть, обесценить (и так каждый раз одно и тоже), тем самым защититься от осознавания собственных трудностей.

Психотерапия одновременно является пространством-контейнером для роста популярного ныне "внутреннего ребенка", однако является непростым путем, так как не удовлетворяет детскую потребность, что мы такие замечательные у тебя (дети у родителя). Это активирует у человека чувство потерянности, и одновременно ведет к реальности, продвижению, взрослению и осознанности, так как помогает самостоятельно исследовать себя и свои трудности (естественно, с поддержкой терапевта).

В "экзотических" практиках зачастую всего лишь происходит утверждение в собственной самоценности или иллюзорной сверхценности, защита от бессмысленности, одиночества или пустоты. Поэтому человек там все равно пребывает в анестезии, хотя время от времени его и выбрасывает в переживания.

Психотерапия же означает разморозку, что ведет к боли и к осознаванию того, что причина трудностей - в человеке, в нем самом. Но если его будут размораживать и он обнаружит, что сам и порождает свои конфликты, проецируя свою внутреннюю реальность на внешнюю и путая одно с другим - это совсем не надо, человек совсем в этом не заинтересован. Однако это и происходит на психотерапии, потому что бессознательный паттерн, создающий конфликт, трудности, должен воспроизвестись. Осознание бессознательных, следовательно, обладающих наибольшим влиянием, проекций собственных чувств и требований на внешние предметы или людей позволяет расчистить место для дальнейшего ясного и надежного усвоения духовных практик. Иначе получается "хотели как лучше, получилось, как всегда" - из-за того, что благие действия, почему-то порождающие трудности и конфликты, оказывается имеют под собой неосознанные намерения, часто противоположные планируемому результату (что может вредить себе и другим).

Без этого жизнь будет в иллюзорном балансе: чтобы вроде как двигаться но на деле никуда не продвинуться. Взрослеть, но вести себя как ребенок, сепарироваться внешне (чтобы быть правильным), но жить под присмотром внутреннего родителя и в итоге возвращаться к реальному. Или "жениться-выйти замуж за работу", или "заводить ребенка", или "делать все для него чтобы тот был счастливым" -  то есть защититься от собственной бессмыслицы и проблем (однако ребенок будет воспроизводить проблемы родителя, да в еще более усиленном варианте, так как с ними же и идентифицируется, давно считал их, даже если это "скелеты в шкафу", и живет ими - что через какое-то время и выйдет наружу), или создавать детские отношения, ища маму или папу, или того, кто при маме или папе. В таком мнимом балансе нет ни взрослости, ни ответственности, ни смысла, но много контроля и иллюзий.

Человек же в большинстве случаев, ища или думая, что развивается, делает прямо противоположное - использует любые способы трансформации и продвижения, чтобы остаться на месте. Возможно, это тоже самое, когда он вообще ничего не ищет.

Такие "пространства", места, практики удобны для инфантильных детей, которые по возрасту давно не дети, и одновременно для них это гиблое место. Поэтому один из самых известных популяризаторов буддийской практики и философии Александр Берзин (Гарвардский Университет) говорит о полезности и часто необходимости психотерапии на пути трансформации, особенно на начальных этапах.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments