Newminds (frengs) wrote,
Newminds
frengs

«Я… ищу «смысла», но мне нужно не только понять «смысл»,
мне нужно и реализовать его в полноте жизни. Современный
же мир ищет «благ» жизни, силы жизни, но не ищет «смысла».
Н.А.Бердяев

18 марта 1874 года родился Николай Александрович Бердяев, русский религиозный философ - экзистенциалист. Н. Бердяев называл свою философию персоналистической, в центре которой находится «идея верховного значения личности».

Бердяев испытал сильное влияние Достоевского и Толстого, на него оказали воздействие взгляды Вл. Соловьева, С.Булгакова, Д. Мережковского, он увлекался средневековыми немецкими мистиками, но, не смотря на свою открытость и восприимчивость, Бердяев создал собственную версию субъективно-идеалистической философии.



Лев Шестов писал в 1938 году: «Бердяев является несомненно первым из русских мыслителей, умевших заставить себя слушать не только у себя на Родине, но и в Европе. Его сочинения переведены на многие языки и везде встречали к себе самое сочувственное, даже восторженное отношение. Не будет преувеличением, если мы поставим его имя наряду с именами наиболее сейчас известных и значительных философов - таких как Ясперс, Макс Шелер, Николай Гартман, Гейдеггер. И Вл. Соловьев переведен на многие языки..., но его гораздо меньше знают, чем Н.Бердяева... Можно сказать, что в лице Н.Бердяева русская философская мысль впервые предстала перед судом Европы... или, пожалуй, даже всего мира».

http://philosophy.ru/library/volk/berd.html

Отец Александр Мень: «A в заключение я хочу привести вам несколько его афоризмов, чтобы вы почувствовали, как он привык выражать свои мысли:

«Власть — это есть обязанность, а не право» (он говорит о настоящей власти); «Вера и знание — одно», то есть обладание полнотой реального бытия; (часто он говорил парадоксами); «Критерий истины в духе есть само явление духа»; «Евангелие есть учение о Христе, а не учение Христа»; «Толстой не знал Христа, он знал лишь учение Христа»; «Жалость есть разделение богооставленности твари, любовь есть разделение жизни в Боге»; «Причиной зла является не осуществленное добро»; «Не только злоба против добра, но и злоба против зла разрушает духовный мир человека»;

«Существование зла есть доказательство бытия Божия, доказательство того, что этот мир не есть единственный и окончательный»; «Служение народу есть творческое созидание народа»; «Наука есть послушание необходимости» (а для него необходимость была — объективация, омертвевшее бытие); «Необходимость есть падшая свобода. Она — дитя свободы»; «Нравственное сознание началось с Божия вопроса: “Каин, где брат твой Aвель?”, а кончается оно Божиим вопросом “Aвель, где брат твой Каин?”» (— я не комментирую, я хочу, чтобы вы сами почувствовали смысл этих высказываний.); «Не религия должна быть моралистична, а мораль религиозна»; «Религия есть отношение к Божеству греховного человечества» ( — греховного, потому что в чистоте, в безгрешности уже нет религии; безгрешность есть единство с Богом); «Свобода есть свобода не только от господ, но и от рабов»; «Существует не одна, а две свободы: первая и последняя — свобода избрания добра и зла и свобода в добре»; «Самодержавие народа — самое страшное самодержавие, ибо воля одного и воля немногих не может так далеко простирать свои притязания, как воля всех»; «Не человек требует от Бога свободы, а Бог требует ее от человека»; «Бытие рождается от свободы, а не свобода от бытия».

Что такое совесть по Бердяеву? — «Это воспоминание о Боге»; «Совесть есть глубина личности, где человек соприкасается с Богом». Что такое смирение по Бердяеву? «Смирение есть раскрытие души для реальности»; «Считать себя самым страшным грешником — такое же самомнение, как и считать себя святым»; «Смирение есть не уничтожение человеческой воли, а просветление и свободное подчинение ее истине»; «Социализм есть последняя правда и последняя справедливость буржуазности» (парадокс!); «Страдание есть последствие греха и искупление греха»; «Смысл Голгофы не в обоготворении страдания, а в победе над смертью и страданием».

http://alexandrmen.ru/pan.html

Учение о личности у Юнга и Бердяева

Георг Николаус. Перевод статьи под редакцией Хегай Л.А.

Георг Николаус - доктор философии, психоаналитический психотерапевт из Германии, автор книги "C.G.Jung and Nikolai Berdyaev" (2011)

Я попытался показать, как обретало форму новое понимание личности, развиваемое Бердяевым и Юнгом на фоне кризиса исторического христианства. Суть этого кризиса Ницше кратко выразил фразой «Бог умер». Если же Бог умер, то еще существует imago dei в человеке. Источник целостности в психике, а также сама личность, распадаются: «за разрушением образа Бога следует уничтожение человеческой личности». Но «Умер ли в действительности Бог, потому что Ницше объявил, что он не слышал его долгое время? Не мог ли он вернуться в облике сверхчеловека?».

Это наблюдение Юнга ясно показывает, что восстановление идентичности идет рука об руку с изменением Богообраза, и такое изменение чревато опасностью инфляции. В пост-гуманистическую (сегодня мы сказали бы «постмодернистскую») эру, которую, по мнению Бердяева, предрекли Достоевский и Ницше, «являются люди с двоящимися мыслями». Образ Христа, который есть отражение imago dei в человеке, «перестаёт яcнo вocпpинимaтьcя, он cмeшивaeтcя c oбpaзoм aнтиxpиcтa». «Антихрист», можно сказать, является квинтэссенцией инфляции.

Этот кризис влек за собой усиление антропологического сознания, которое побуждало Юнга придавать основное значение роли психологии, а Бердяева вело к тому, что Булгаков называл его «мистическим фейербахианством». Фейербаховскую же «Сущность христианства» можно назвать «ближайшим философским родственником» юнговской психологической позиции. Для обоих радикальная «переоценка ценностей» основана на позиции «изнутри человека», откуда происходит новый Богообраз и новое понимание личности. Процесс индивидуации и средоточения человеческой творческой силы, таким образом, неразрывно связан с всеобъемлющими коллективными изменениями. Для Юнга это полнота, которая должна вернуть прежний идеал совершенства, в то время как для Бердяева «новая христологическая антропология должна открыть тайну о творческом призвании человека и тем дать высший религиозный смысл творческим порывам человека». Хотя они оба дистанцируются от Ницше, они хотят дать ответ на его вызов. Исцеление заключается не в избегании этих опасных двусмысленностей, но в превращении яда в лекарство. Задача в том, чтобы сформировать новое подлинное единство из раздвоенности и расщепленности современного человека, который часто не способен на глубоко укорененные, не раздвоенные решения.

В этой главе я хочу определить некоторые главные черты этого нового понимания личности, как они проявляются в работах Бердяева и Юнга. Мы обнаружим много общих черт, однако будут и различия, которые мы будем исследовать. Эти различия будут подробно раскрыты в следующих главах с эпистемологической, «теологической» и этической точек зрения.

Далее: http://www.maap.ru/library/book/259/
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments