Newminds (frengs) wrote,
Newminds
frengs

Совсем взрослый или совсем ребенок? - Часть 1

Мы живем проекциями, не только наполняя, но и искажая окружающий мир нашим психическим содержанием. Удовлетворяем себя по принципу компенсации, оставляя в тени возможную тревогу и неуверенность и действуя наперекор им. Идентифицируемся, то есть впитываем в себя чужое содержание, которое иногда может полностью наполнять нас так, что приводит к одержимости кем-то или чем-то. Эти механизмы естественны. Как часто мы задумываемся, что именно скрывается за нашими мыслями, отношениями, вещами? Как не застрять на одном и том же сценарии, постоянно воспроизводящемся? Сценарии, который включает в себя одинаковые отношения, предметы, действия, и при всем кажущемся разнообразии лишь соответствующие одной и той же недоигранной пьесе?


Аналитическая психология описывает пять стадий развития, по которым можно измерить степень развития сознания. Эти стадии определяются тем содержанием, которым мы наполняем мир вокруг себя, отношением с ним и осознанием разнообразия окружающего мира.

Сальвадор Дали - Лебеди, отражённые в слонах
"Лебеди, отраженные в слонах" (1937), Сальвадор Дали

На первой стадии человек идентифицируется с чем-либо полностью, не осознавая этого, а как бы сливаясь с объектом. Подобное состояние переживает ребенок в первые месяцы своей жизни, переживая соматическое и психическое слияние с матерью. Сам психоаналитический термин «галлюцинаторное единство» объясняет бессознательное переплетение человека с объектом. Так, почти галлюцинируя, взрослый может инвестировать все свое либидо в один объект, будь то автомобиль, мотоцикл или домашний любимец. Тут вспоминается сказочный персонаж Голлум со своим кольцом всевластия и выражением «My precious – моя прелесть». На этой стадии человек все время живет вместе со своим объектом, переживает за него, разговаривает с ним, злится и страдает, если с ним что-то не так.Главная особенность в том, что столь интенсивно инвестируемый психической энергией объект и идентификация с ним представляют собой целый мир для человека. Другой жизни за пределами объекта он попросту не видит. Конечно, такие случаи редки.

Куда чаще встречается вторая стадия развития сознания, где проекции разнообразнее, а человек  чувствует разницу между собой и объектами проекций. Формируется ряд объектов, имеющих наибольшее значение, с ними так же происходит идентификация, на них так же проецируется внутреннее содержание психики человека и инвестируется его либидо. Взрослый, как и ребенок, старается обзавестись «взрослыми» игрушками, то есть не только необходимыми предметами быта, но и теми, которые обеспечивают удовлетворение. Он выбирает популярный, «топовый» смартфон, фрустрируется при устаревании своей игрушки и получает новое удовлетворение, вновь приобретая только что вышедшую последнюю модель. Здесь существует вещизм, потреблядство, а Пелевин по-фрейдистски назвал такие тенденции орально-анальным вау-фактором, намекая на раннюю фазу развития ребенка в психоаналитической теории, характеризующуюся голодом, жадностью, агрессией и стремлением контролировать свои либидные импульсы с помощью вещей.

Конечно, к людям тоже можно относится как к вещам, проецируя на них свои неразрешенные конфликты, черты характера, которых у них нет, а нам не хватает, и меняя людей так же, как и вещи – как только устареет и будет не соответствовать нашим проекциям. На этой же стадии одержимость вещами (деньгами) часто сочетается одержимостью отношениями. Здесь можно рассуждать о непостоянстве отношений, враждебности и конкуренции в отношениях. Человек может, с одной стороны, легко и быстро спроецировать идеализированный образ на незнакомого человека, так и, узнав его ближе и не признавая его индивидуальность, развенчать его для себя, обесценить. Эти отношения, так же, как и вещи, остаются лежать в коробке ненужного и устаревшего хлама.

Ребенок часто является носителем таких же интенсивных, либидно нагруженных проекций родителя. Заполненный психической энергией (катексированный), дитя может ничем не отличаться от Iphone,  который нужно апгрейдить, и он будет безупречно выполнять желаемые функции. Особенность этой стадии – невозможность абстрагировать предмет или человека, который на этой стадии так же выступает предметом. Это неудача в осознании своих влечений, неспособность отличать свои проекции от реальности, осознать паттерны – повторяющиеся по одному и тому же сценарию действия.

На третьей стадии мир становится еще шире и многообразнее, а содержание психики и ее энергия находят новые объекты для проекций – «вечные вопросы», идеи, смыслы.

продолжение следует.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments