Newminds (frengs) wrote,
Newminds
frengs

Присвоенный ребенок, или симбиотический характер



Происхождение

Естественные попытки отделения оказываются, по причине страха родителей, заблокированными или же активно караются.

Природные способности ребенка к эмпатическому отражению встречают чрезмерную поддержку и одобрение со стороны родителей, которые для подкрепления чувства собственной значимости и безопасности нуждаются в состоянии слияния с ребенком.

Интроекция внешних стандартов является прототипом общей симбиотической идентичности.

Главные тезисы: «Это не то, кем ты являешься на самом деле» и «Это не ты». 

Такая личность имеет очень ограниченное сознание собственных предпочтений и того, что ей не нравится, поскольку она не получила разрешения на их спонтанное развитие и адекватной поддержки в этой области.

Образ ужа, проглотившего кролика. Пока его пищеварительный процесс не разложит добычу, уж будет выглядеть не как уж, а скорее как бесформенная конфигурация ужа и кролика. В психологической литературе это часто определяется, как неассимилированный интроект.

Требования процесса индивидуации не находят надлежащего отражения, признания и вознаграждения. В особенности же это касается идей, умений, амбиций и поведения.

Симптоматична ситуация, в которой опекун помогает личности избегать каких бы то ни было фрустраций, которые могли бы привести ее к необходимости развивать инициативность в решении жизненных проблем.

В результате формируется «self, которое я не могу назвать своим собственным» — со сниженным чувством самоценности, значения собственного влияния, инициативы и идентичности.

Автономия в какой бы то ни было форме становится опасной.

Потребность в ней оказывается вытесненной и вместе с ней будет подавлена естественная агрессия, необходимая для осуществления сепарации.

Развитие компромисса ввиде создания некой видимости автономии с одновременной гарантией ужасающей перспективы оказаться брошенным.

Именно в этом кроется причина внутреннего конфликта симбиотического характера, который можно объяснить при помощи классической психоаналитической модели: жажда автономии и страх перед ней.

Поведение

Жизнь симбиотической личности крайне зависит от внешних объектов.

Симбиотическая личность представляет себя только в отношениях с другими



Имеет серьезные проблемы в ситуациях, когда надо предпринять самостоятельные действия, если другой в них каким-то образом не присутствует.

Когда симбиотическая личность достигает определенного инсайта, оказывается, что она обнаруживает в себе мало естественных, спонтанных интересов, не знает, какая активность, хобби или сфера жизни привлекают ее лично.

Она формирует себя по образцу или эталону других людей и, в некотором смысле, находит свое единственное реальное чувство self, растворяясь в других.

Легко может оказаться поглощенной или подчиненной чувствам других людей — они легко могут вывести ее из равновесия.

Личность не только присваивает себе негативные состояния других людей, но и принимает на себя ответственность за них.

Личность, развившая в себе симбиотический характер, часто становится тем, на кого ложится ответственность за семейную боль.

Агрессиея и аутоэкспрессия преобразуются в сопротивление требованиям аккомодации

 Самой распространенной формой пассивного сопротивления является уход от деятельности в разных областях активности, забывание или другие способы отказа или фрустрации других.

Переживаются исключительно интрапсихически (напр., в форме беспрестанных болезненных раздумий, опасений)

Депрессия покинутости — он испытывает огромные сложности при попытках побудить себя к действию, панику, ужасающую пустоту одиночества и фрагментацию self.

Чувства

Трудности в отношениях с агрессией.

Враждебность может проявляться в форме свободно выражаемой ярости в ответ на отдаление других или негативное отношение с их стороны или же, наоборот, когда другие, как им кажется, пытаются вмешаться или же угрожают личности полным подчинением.

На более высоких уровнях развития эго этой структуры характера экспрессия враждебности становится более пассивной и сложной.

Недостаточность хорошо регулируемой, направленной на определенную цель и поддерживаемой враждебности.

Импульс или желание выражения агрессии вызывает целый комплекс страхов.

Невозможность выражать естественную агрессию не дает возможности надлежащим образом формироваться адекватной идентичности истинного self.

Если другой человек слишком приблизится, симбиотическая личность испытывает чувство, что его подавляет и над ним доминирует контролирующая враждебная сила. Если же он будет слишком отдален, то будет переживать панику по причине одиночества и покинутости, ощущая бедность собственных внутренних ресурсов.

Мышление

Размытость границ self-другой. Переживание собственного self и другой личности в виде слияния может сохраняться осознанно или может целиком вытесняться и подавляться.

Склонность перекладывать на других ответственность за собственные действия и состояния ума.

Принятие непомерной ответственности за самочувствие других людей.

Личность верит, что ее индивидуация действительно ранит человека, которого она любит и от которого зависит.

Личность может страдать от чувства вины и страха в минуты расслабления или же в связи с чувством здоровья и счастья

Многим личностям с такой характерологической проблемой очень тонко и последовательно внушали, что они действительно несут ответственность за хорошее положение своих родителей и что сепарация в любой форме — начиная от исповедования различных убеждений, и заканчивая аутоэкспрессией, в возникновении которой родитель не принимал или мог не принимать участия, — это очень болезненно переживание для родителей.

Как и в других структурах характера, где основная психическая травма была пережита в ходе процесса индивидуации (например, в нарциссической или мазохистской), главной задачей психотерапии является возрождение и развитие истинного self.

Терапевтические цели

Эмоциональные цели

Центральная задача  - поощрение свободной экспрессии личности, особенно экспрессии тех чувств, которые были заторможены и подвергнуты сомнению.

Выражение ассертивности, агрессии и враждебности

Преодоление эмоциональных состояний, вырастающих из идентификации с эмоциональными состояниями других людей — чаще всего, родителей.

Личный рост симбиотической личности будет сопровождаться феноменом утраты, будет связан с утратой компенсаторного характера предыдущего self, с осознанием исторического факта утраты истинного self и, нередко, с утратой каких-то значимых лиц, которые были — также, как и родители — тягостью для клиента.

Личность должна развить у себя способность к переживанию чувства радости и чувства гордости за свою аутоэкспрессию и ее результаты.

Когнитивные цели

Постоянное обнаружение и коррекция патогенных убеждений, сценарных решений и несоответственных интроектов и идентификаций.

Выявлением убежденности, что аутоэкспрессия обидна для других — особенно для родителей или же для их психических дублеров на этот момент жизни

Нахождение ответа на вопрос: «Кто я такой?» в терминах личных амбиций, возможностей, талантов, умений, предпочтений, вкусов и т.д.

Бихевиорально-социальные цели

Настоящее (т.е. существующее в данный момент) социальное окружение клиента и создает тот контекст окружения, в котором он должен освободиться от идентичности, основанной на слиянии и установить такую, которая будет в большей степени его собственной.

Важно, чтобы терапевт мог предложить поддержку, поощрение, идентификацию, и даже непосредственно инструктировал клиента в той области поведения, которая выражает индивидуацию и способствует эффективному регулированию близости и дистанции.

По материалам Стивен М. Джонсон - Психотерапия характера



Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments