Newminds (frengs) wrote,
Newminds
frengs

Ранние тревоги и недостаток материнской заботы. Развитие ложной Самости.

Размышляя над этим отрывком, я задумался: как редко наши интерпретации человеку способны изменить ситуацию (имею в виду вне аналитического пространства). Тот самый взгляд со стороны порой моментально обесценивается. Человек может согласиться с вашим мнением, но продолжает упорно отыгрывать свой собственный сценарий. И как важно все-таки не останавливаться делиться своим мнением, а иногда и советовать. Одним из индикаторов успешного анализа Юнг считал хороший совет :) В отрывке упоминается и ложная Самость как результат защиты от тревоги и возмещения материнской заботы, когда истинная Самость, истинное Я исчезает. Но не безвозвратно.

Далее психоаналитический разбор полетов.

"Винникотт полагал. что сепарационная тревога связана с нарушениями раннего эмоционального развития, и в этом случае больше требуются модификации в аналитической ситуации, и иногда в самом сеттинге, чем использование интерпретаций.

Винникотт различает два совершенно разных уровня нарушений психического развития: первичный и невротический. Ответ аналитика должен соответствовать уровню нарушений анализанда: при расстройствах, связанных с нарушениями первичного эмоционального состояния, анализанды не способны общаться вербально и недоступны для интерпретаций. В таких случаях аналитик должен взяться за "управление" аналитической ситуацией и принять "позицию" по отношению к анализанду, поскольку, согласно Винникотту (Winnicott, 1945, 1955), интерпретации считаются неэффективными на этом уровне регрессии. Если эмоциональные расстройства лежат на невротическом уровне и анализанд достиг стадии интереса к объекту, он будет способен к вербальному общению, и тогда аналитик действительно сможет использовать интерпретации и применять классическую технику анализа.


Наличие расстройств на уровне «первичного эмоционального развития», таких, как чрезмерная сепарационная тревога, является признаком неблагополучных ранних отношений мать-дитя на протяжении первых шести месяцев жизни. Этот начальный период является решающим для последующей жизни субъекта, и в этой инициальной ситуации первичного развития младенец всецело зависит от материнской заботы или «холдинга».

При благоприятных условиях, то есть тогда, когда мать является «достаточно хорошей», она обеспечивает ребенку «зону иллюзий», которая имеет двойное значение. Во-первых, зона иллюзий позволит ребенку поддерживать нарциссическое единство со своим окружением, так что ребенок едва ли отличает внутриматочную среду от реального мира; во-вторых, она также будет постепенно вызывать у ребенка отказ от иллюзий, то есть поступательно приводить его в контакт с реальностью: «Конечной целью матери является постепенное лишение ребенка иллюзий, но у нее не будет надежды на успех, если сначала она не дала ему достаточную возможность пребывать в иллюзиях» (Winnicott, 1953, p. 238).

Винникотт описывает, как процесс взросления постепенно приводит ребенка к развитию способности быть в одиночестве, вначале в присутствии матери. После этого окружение, оказывающее поддержку Эго, постепенно интроецируется, и ребенок приобретает способность действительно находиться в одиночестве, хотя мать и забота, которой она его окружала, всегда бессознательно присутствуют у него внутри (Winnicott, 1958, p. 39).

При неблагоприятных обстоятельствах, если мать не смогла обеспечить ребенка соответствующим окружением и удовлетворить его потребности, ребенок реагирует чрезмерной тревогой. Неспособность матери идентифицироваться с ребенком не дает ей возможности понять, что ребенок способен стерпеть, и эо вызывает у него появление ригидных защит, направленных на то, чтобы стереть различия между Эго и объектами при их восприятии. Таким образом, чтобы возместить недостаток материнской заботы, вместо «истинной самости» формируется «фальшивая самость» (Winnicott, 1960).

Холдинг и аналитическая ситуация. Регрессия во имя прогресса.

Согласно Винникоту, классическая техника интерпретаций, подходящая невротическим анализандам, не годится для субъектов с дефицитом в раннем эмоциональном развитии: эти анализанды нуждаются в конкретном аффективном опыте, посредством которого они могут регрессировать для того, чтобы пойти по новому пути (Winnicott, 1956).

По разным причинам Винникотт считал важным, чтобы аналитик не мешал регрессии, но, напротив, поощрял ее всеми возможными способами, поскольку это является условием нового старта. Регрессия анализанда в аналитическом сеттинге играет важную роль возврата к ранней инфантильной зависимости, где анализанд и сеттинг растворяются в первичном нарциссизме, из которого сможет развиться истинная самость.»

Жан-Мишель Кинодо «Приручение одиночества»

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments